Вспоминаем СССР. Инвалидка.

Понравилась статья? Поделитесь в социальных сетях:

 

Вспоминаем СССР. Инвалидка.

1108685[1]

Те, кто застал СССР или хотя бы ранние девяностые — наверняка помнят забавные маленькие машинки, которые называли «инвалидки». Инвалидкой называли транспортное средство, внешне похожее на автомобиль, но на самом деле официально считавшееся мотоколяской.

Инвалидку нельзя было купить: её выдавали бесплатно инвалидам, чьё состояние здоровья не позволяло управлять полноценным автомобилем — например, потерявшему ногу. Инвалидка имела удобное ручное управление. Если человек получал инвалидность, лишающую его возможности управлять автомобилем, но оставляющую возможность водить «инвалидку» — у него в правах вычёркивались все категории и ставилось «мотоколяска». Разумеется, для этого нужно, чтобы права уже были. Впрочем, и инвалид без прав мог закончить специальные курсы для управления мотоколяской — это была отдельная категория, не А и не Б, предусмотренная специально для инвалидов.

Инвалидка, хоть и считалась мотоколяской, внешне выглядела всё-таки как автомобиль. Хоть маленький и забавный, но автомобиль — с печкой, возможностью установки магнитолы… И двухместный. Двухместные машины — вообще редкость в СССР и на постсоветском пространстве, поэтому инвалидка примечательна уже одной  этой особенностью.

Выдавалась инвалидка на 5 лет (позднее — на 7), с одним бесплатным капремонтом. После чего владелец сдавал её государству в металлолом и получал новую. Поэтому инвалидки были всегда в отличном состоянии — государство понимало, что у инвалида чаще всего нет возможностей для её ремонта. В позднем СССР, когда уже начала расползаться коррупция, некоторые ушлые автовладельцы нашли лазейки, чтобы не сдавать старую мотоколяску, но получать справку, что сдал. Получали новую, а старую оставляли на запчасти или отдавали детям-внукам в деревню — гонять там, где нет ГАИ. Для подростка, да ещё в то время, наличие даже такого автомобиля — предел автомечтаний. Подросток — владелец инвалидки сразу становился на порядок круче даже обладателей мотоциклов, не говоря уже о мопедах.

Однако первая инвалидка — С1Л, она же «циклоп», выпускавшаяся в СССР с 1952 по 1958 год, была всё-таки больше похожа на мотоцикл, чем на автомобиль, имела три колеса и выглядела так:

С1Л

 

Так как выпускалась она недолго, а в утиль они уходили быстро, такую модель сегодня очень мало кто помнит. На смену ей пришла С3А, в народе известная как «моргуновка». Помните фильм «Операция Ы»? Это именно она:

С3А

 

Мало кто из современников, смотря эту замечательную комедию Гайдая, понимает, что это был тонкий стёб над здоровыми бездельниками, пробивающими себе инвалидность, чтобы не работать. Не зря ведь на роль владельца С3А там был выбран именно здоровенный Моргунов, меньше всех из тройки похожий на инвалида.

Но и «моргуновка» помнится сегодня в основном только по этому фильму, так как выпускалась с 1958 по 1970 год, то есть в 1975 последняя такая модель должна была исчезнуть с дорог. На смену ей пришла С3Д, которая выпускалась с 1970 аж по 1997 год:

С3Д

Именно эта модель в основном помнится сегодняшнему поколению как «инвалидка».  Правда, в девяностые выпускать их стали меньше и получить такую машину бесплатно стало на порядок сложнее. Зато, благодаря всеобщему хаосу, стало можно купить её по дешёвке у инвалида, не будучи инвалидом.

Если посмотреть на мотор инвалидки (а мотор у неё был сзади, как у «Запорожца») — сразу становилось понятно, что это всё-таки не автомобиль, а мотоколяска. Там был мотор с цепной передачей, как у мотоцикла, а между деталями просвечивал асфальт дороги. Двигатель у мотоколяски был самый что ни на есть мотоциклетный, а большего ей и не требовалось, вследствие очень маленького для машины веса и невозможности размещения там больше двух человек.

Инвалидка была оборудована автономным бензиновым отоплением, а для полной автономности был даже установлен дополнительный бензобак. На инвалидке стояло реечное рулевое управление, независимая торсионная подвеска всех колёс, несущий кузов и гидравлические тормоза всех четырёх колёс. А передняя подвеска полностью копировала подвеску, разработанную Фердинандом Порше для автомобиля «Жук».

Инвалидка обладала ещё одной очень интересной особенностью. У неё не было нормального заднего хода, а был так называемый реверс, то есть переключатель, благодаря которому цепь начинала вращать колёса в противоположном направлении. Благодаря этому, инвалидка могла ехать назад на всех четырёх скоростях!

Говорят, инвалидка могла разгоняться до сотни, что было немало в неторопливые советские времена, когда быстрей 70 км/ч мало кто ездил. Однако её владельцы — преимущественно пожилые люди — обычно ездили очень медленно даже для того времени, чем раздражали других водителей. К тому же, инвалидка жутко тарахтела, что не очень радовало жильцов двора, где жил инвалид, любивший поехать куда-нибудь с утра пораньше. Однако относились к таким автомобилям терпимо — ведь ими управляли пожилые больные люди, нередко ветераны войны. У ГАИ считалось дурным тоном останавливать инвалидку для проверки документов. Да и скоростной режим её водители, как правило, не нарушали.

Несмотря на то, что инвалидки ещё ездили в девяностые годы, да и сейчас, если хорошо поискать, где-нибудь в деревне можно найти эту реликвию — этот автомобиль является для большинства атрибутом СССР, таким же как пионерские галстуки или кефир в бутылках с широким горлышком.

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять − восемь =

Понравилась статья? Поделитесь в социальных сетях: